|
|
|
ЕдиноборÑтва - иÑторичеÑкий обзор
(3 Stars)
HeartBreakKid on 2012-05-22 23:48:07 comments [0]
ИÑкуÑÑтво единоборÑтв Ñвоими корнÑми уходит в глубокую древноÑÑ‚ÑŒ. Оно было раÑпроÑтранено по вÑему земному шару. Еще первобытные люди имели Ñвою технику и тактику единоборÑтв. Рпервые ÑвидетельÑтва о боевых иÑкуÑÑтвах можно обнаружить везде - в Египте, Иране, Индии, Китае, на территории Европы, Ðфрики, Южной Ðмерики... Ð’ первоначальном виде ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ ÑохранилаÑÑŒ Ñ†Ð¸Ð²Ð¸Ð»Ð¸Ð·Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð² Индии и Китае. Феодальные и родовые (от отца к Ñыну) Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾ÑˆÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ð¸Ð»Ð¸ Ñберечь традиции ВоÑтока (например, филоÑÐ¾Ñ„Ð¸Ñ ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ°Ñ Ð¶Ðµ, как и Ñ‚Ñ‹ÑÑчи лет назад). Китай имеет Ñвою форму единоборÑтв, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ð²Ð°Ð»Ð°ÑÑŒ на общей традиционной оÑнове. Еще в одном из первых трактатов "О Ñущем" легендарный желтый император Хуанди (III век до н. Ñ.) подчеркивал единÑтво воинÑкого иÑкуÑÑтва и медицины. Робладание Ñтими знаниÑми помогло ему одержать победу в Ñхватке Ñ Ñ€Ð¾Ð³Ð°Ñ‚Ñ‹Ð¼ чудовищем Ци Ю. Рв VI веке до н. Ñ. в Ñпоху ÐšÐ¾Ð½Ñ„ÑƒÑ†Ð¸Ñ Ð¸ Лао-цзи благородными видами воинÑкого иÑкуÑÑтва были Ñтрельба из лука, конный Ñпорт и бокÑ. Ðтим занималаÑÑŒ дворÑнÑÐºÐ°Ñ ÐºÐ°Ñта и монахи Ñ Ñ†ÐµÐ»ÑŒÑŽ Ñамозащиты во Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð¿ÑƒÑ‚ÐµÑˆÐµÑтвий. Была у них и Ð´Ñ€ÑƒÐ³Ð°Ñ Ñ†ÐµÐ»ÑŒ: умÑтвенной ÑоÑредоточенноÑти, ÑоглаÑно учению доÑтоинÑтв, ÑпоÑобÑтвовало занÑтие отдельными физичеÑкими упражнениÑми. Ðто и были первые шаги ушу. Ð’ I веке до н. Ñ. Квой Йе Ñоздал первый Ñтиль ушу, который позже называлÑÑ "приемом длинной киÑти". Рврач Хуа-То во II веке до н. Ñ., Ð½Ð°Ð±Ð»ÑŽÐ´Ñ Ð·Ð° тигром, медведем, оленем, обезьÑной и журавлем, разработал гимнаÑтику "У-цинÑи" ("Игра пÑти зверей"). Ðа оÑнове Ñтой гимнаÑтики в дальнейшем и ÑтроилиÑÑŒ вÑе оÑтальные воинÑкие Ñтили. Ð’ Ñредневековом Китае поÑле маÑÑового воÑÑÑ‚Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÑ€ÐµÑÑ‚ÑŒÑн "Желтые повÑзки" дейÑтвовал в течение неÑкольких Ñтолетий указ о Ñдаче наÑелением вÑÑкого оружиÑ, чтобы не допуÑтить подобных выÑтуплений. Ð’ Ñто Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ñреди креÑÑ‚ÑŒÑн и в монаÑÑ‚Ñ‹Ñ€ÑÑ… Ñтали формироватьÑÑ Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð½Ñ‹Ðµ ÑпоÑобы Ñамообороны без оружиÑ. ÐÐ°Ñ‡Ð¸Ð½Ð°Ñ Ñ VI в. быÑтро развивалаÑÑŒ техника той Ñвоеобразной гимнаÑтики, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¸ называлаÑÑŒ ушу. Ее оÑновными Ñлементами были захваты руками, удары кулаком и ладонью в Ñочетании Ñ ÑƒÐ´Ð°Ñ€Ð°Ð¼Ð¸ ногами. Руже в Ñпоху Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð´Ð¸Ð½Ð°Ñтии Мин (Ð¥1У-ХУ1 вв.) ушу доÑтигла Ñвоего выÑокого развитиÑ. ГимнаÑтика ушу включала не только ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð±ÐµÐ· оружиÑ, но и большое количеÑтво упражнений Ñ Ð¿Ð¸ÐºÐ¾Ð¹, Ñекирой, палкой, цепÑми и Ñ‚. п. Со временем боевое значение ушу уменьшилоÑÑŒ, но зато возроÑла ее Ð¾Ð·Ð´Ð¾Ñ€Ð¾Ð²Ð¸Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ð°Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð½Ð¾ÑÑ‚ÑŒ... Ðо вернемÑÑ Ðº иÑтории более древней. Ð’ конце шеÑтого века Великий монах Бодхид-харма, Ð¿Ñ€Ð¾Ð¹Ð´Ñ Ñ‡ÐµÑ‚Ñ‹Ñ€Ðµ Ñ‚Ñ‹ÑÑчи километров из Индии в Китай, нашел Ñебе приют в монаÑтыре Шаолинь и прожил там воÑемь лет. СоглаÑно преданий, он проÑиживал большую чаÑÑ‚ÑŒ времени возле белой Ñтены пещеры и... Ñмотрел на нее, доÑÑ‚Ð¸Ð³Ð°Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¸Ð¼ образом гармонии пÑихологичеÑких и физичеÑких упражнений. Даже ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð¼Ð¾Ð½Ð°Ñ…Ð¸ показывают "тень", ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ñкобы "отпечаталаÑÑŒ" на Ñтене от длительного ÑÐ¸Ð´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð‘Ð¾Ð´Ñ…Ð¸Ð´Ñ…Ð°Ñ€Ð¼Ñ‹. Ð’ монаÑтыре Шаолинь он Ñоздал Ñвой знаменитый трактат "Ицзиньцзин", в котором изложил воÑемнадцать упражнений, на оÑновании которых и были Ñозданы оÑновные боевые Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ "шаолинь". Вначале в монаÑтыре культивировалаÑÑŒ форма под названием "шу", позднее "цуан-фа" ("путь кулака"). Со временем возникли Ñтили "чань-цюань" и "нан-цюань". РВеликий монах оÑновал Чань-буддизм ("Ð¼ÐµÐ´Ð¸Ñ‚Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð² ÑидÑчей позе"), главное в котором были Ð¼ÐµÐ´Ð¸Ñ‚Ð°Ñ†Ð¸Ñ Ð¸ аÑкетизм. ЗдеÑÑŒ через внезапное озарение доÑтигалоÑÑŒ милоÑердие, грациÑ, изÑщеÑтво и приличие. Бодхидхарма впервые Ñоединил духовное и физичеÑкое развитие людей и доказал, что Ñознание и тело неделимы и их надо тренировать как одно целое. Ð’ наши дни "шаолинь" ÑвлÑетÑÑ Ñамой Ñовременной формой борьбы в Китае. Учение ушу делитÑÑ Ð½Ð° три направлениÑ: конфуцианÑкое, даоÑÑкое и буддийÑкое. ПоÑледнее ведет Ñвое начало от упоминавшегоÑÑ Ð¼Ð¾Ð½Ð°ÑÑ‚Ñ‹Ñ€Ñ Ð¨Ð°Ð¾Ð»Ð¸Ð½ÑŒ. Много Ñтолетий Ñлава монаÑÑ‚Ñ‹Ñ€Ñ Ð³Ñ€ÐµÐ¼ÐµÐ»Ð° по вÑему ВоÑтоку и за его пределами. СоответÑтвенно и раÑпроÑтранÑлоÑÑŒ иÑкуÑÑтво единоборÑтв. Ð’ Ñредние века в Корее был Ñоздан монаÑтырь Солин, в Вьетнаме - Тхеулам, а на Окинаве - Серии. Монахи поÑвÑщали вÑÑŽ Ñвою жизнь, изучению таинÑтва человечеÑкого организма, надеÑÑÑŒ доÑтичь беÑÑмертиÑ. Так и возникла ÑƒÑ‚Ð¾Ð½Ñ‡ÐµÐ½Ð½Ð°Ñ ÑиÑтема пÑихофизичеÑкого тренинга, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¿Ð¾Ð·Ð²Ð¾Ð»Ñла мобилизовать внутренние резервы человечеÑкого организма, волю и жизненную Ñнергию. Ðто и Ñтало оÑновой гимнаÑтики ушу, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ð¸Ð¼ÐµÐµÑ‚ пÑÑ‚ÑŒ оÑновных направлений, каждое из которых подразделÑетÑÑ Ð½Ð° неÑколько школ. И ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð»Ð¸Ñ‡Ð°ÑŽÑ‚ внешний и внутренний Ñтили. Внешний наиболее раÑпроÑтранен ÑÐµÐ¹Ñ‡Ð°Ñ Ð² Китае. Им занимаютÑÑ Ð² оÑновном молодые люди, Ñ ÐºÑ€ÐµÐ¿ÐºÐ¸Ð¼ коÑтным Ñкелетом и отменным здоровьем. Ведь в таком возраÑте человеку приÑущи Ñила, ÑтремительноÑÑ‚ÑŒ, гибкоÑÑ‚ÑŒ, резкоÑÑ‚ÑŒ. К внутренним ÑтилÑм переходÑÑ‚ люди поÑле Ñорока лет, когда нет уже той физичеÑкой Ñилы, ÐºÐ¾Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ Ñ…Ð°Ñ€Ð°ÐºÑ‚ÐµÑ€Ð¸Ð·ÑƒÐµÑ‚ молодоÑÑ‚ÑŒ. Ð’ зрелом возраÑте организму требуетÑÑ Ð¼ÑгкоÑÑ‚ÑŒ, медлительноÑÑ‚ÑŒ, ÑпокойÑтвие. Китайцы Ñравнивают человечеÑкую жизнь Ñ Ñ€ÐµÐºÐ¾Ð¹: ее иÑтоки бурные, Ñтремительные, а уÑтье - медленно текущее, Ñпокойное. Ðаиболее древней из ÑущеÑтвующих в наÑтоÑщий момент ÑвлÑетÑÑ Ð³Ð¸Ð¼Ð½Ð°Ñтика тайцзицюань Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð§ÐµÐ½ÑŒ, или Ченьши тайцзицюань, зародившаÑÑÑ Ð² конце динаÑтии Мин в деревне Чень-цзÑгоу уезда Ð’ÑньÑÑн провинции Ð¥Ñнань. ОÑнователем Ñтого направлениÑ, ÑоглаÑно мнению ведущих китайÑких ÑпециалиÑтов, Ñледует Ñчитать профеÑÑионального воина Чень Вантина, Ñтавшего к концу Ñвоей жизнь даоÑÑким отшельником. Чень Вантин, проÑлавившийÑÑ Ñвоей воинÑкой доблеÑтью, оÑтавил потомкам Ñочиненный им трактат "Канон тайцзицюань в Ñтихах", в котором изложил оÑновные принципы Ñтого иÑкуÑÑтва. Ð’ техничеÑком плане ÑиÑтема тайцзицюань, ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð§ÐµÐ½ÑŒ Вантином, оÑновывалаÑÑŒ на технике, изложенной в трактате "Цюаньцзин" и Ñодержала 29 из 32 приведенных в Ñтой книге видов упражнений. Чень Вантин объединил Ñти 29 упражнений в 5 комплекÑов, называемые также 13 форм, ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ "Длинный кулак 108 форм" и 1 ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ "паочуйцюань". ЗаÑлугой Чень Вантина ÑвлÑетÑÑ Ñ‚Ð°ÐºÐ¶Ðµ то, что он обогатил технику тайцзицюань упражнениÑми на глубокое дыхание (Тунна), упражнениÑми на управление внутренней Ñнергией (Даоинь) и ввел в тренировочный процеÑÑ Ð¿Ð°Ñ€Ð½Ñ‹Ðµ ÑƒÐ¿Ñ€Ð°Ð¶Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ (Тайцзи туйшоу). ПÑÑ‚ÑŒ поколений ÑпуÑÑ‚Ñ, потомок Чень Вантинг Чень ЧанÑин передал иÑкуÑÑтво тайцзицюань уроженцу уезда ЮннÑнь провинции Ð¥ÑбÑй Ян Лучаню Ñледует отметить, что в Ñтот период ÑиÑтема ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð§ÐµÐ½ÑŒ Вантином, уже подверглаÑÑŒ Ñильным видоизменениÑм. Техника иÑÐ¿Ð¾Ð»Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ "106 форм" была утрачена, изучалиÑÑŒ лишь 1 и 2 комплекÑÑ‹ тайцзицюань. Кроме того, форма, ÑÐ¾Ð·Ð´Ð°Ð½Ð½Ð°Ñ Ð§ÐµÐ½ÑŒ Вантином, Ñтала Ñволюционировать в двух направлениÑÑ…: первое, близкое к первоначальному варианту, преподавал Чень ЧанÑин, оно получило название "ЛаоцзÑ" или "древний Ñтиль", а второе, Ñозданное маÑтером Чень Юбеном путем ÑƒÐ¿Ñ€Ð¾Ñ‰ÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑов "ЛаоцзÑ", получило название "СиньцзÑ" или "новый Ñтиль". ПлемÑнник Чень Юбена Чень Цинпин Ñоздал на оÑнове "СиньцзÑ" Ñвое ÑобÑтвенное направление, отличавшееÑÑ Ð¼ÐµÐ´Ð»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼ темпом движений. Ðто направление получило название "ЧжаобаоцзÑ" - "Ñтиль Чжаобао", по названию уездного города Чжаобао, недалеко от деревни ЧеньцзÑгоу, куда Чень Цинпин переехал поÑле женитьбы. Ян Лучань, изучивший "ЛаоцзÑ" под руководÑтвом Чень ЧанÑина, Ñтал поÑле переезда на поÑтоÑнное жительÑтво в Пекин поÑледовательно изменÑÑ‚ÑŒ первоначальную форму тайцзицюань, Ñ Ñ†ÐµÐ»ÑŒÑŽ преимущеÑтвенного Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸Ñ ÐµÐ³Ð¾ оздоровительного направлениÑ. Результатом корректировки "древнего ÑтилÑ" Ян Лучанем Ñтал Ñначала "ЧжунцзÑ" - "Ñредний Ñтиль", которому обучал третий Ñын Ян Ð›ÑƒÑ‡Ð°Ð½Ñ Ð¯Ð½ ЦзÑньхоу, а затем, поÑле окончательной обработки "Ñреднего ÑтилÑ" третьим Ñыном Ян ЦзÑньхоу Ян Ченфу, оформилÑÑ Ð¾ÐºÐ¾Ð½Ñ‡Ð°Ñ‚ÐµÐ»ÑŒÐ½Ñ‹Ð¹ вариант тайцзицюань школы Ян, получивший название "дацзÑ" - "большой Ñтиль", Ñтавший впоÑледÑтвии наиболее раÑпроÑтраненным Ñтилем тайцзицюань в Китае. Параллельно Ñ Ñ€Ð°Ð·Ð²Ð¸Ñ‚Ð¸ÐµÐ¼ тайцзицюань школы Ян, во второй половине 19 века зародилиÑÑŒ две школы тайцзицюань Ñ Ð½Ð°Ð·Ð²Ð°Ð½Ð¸ÐµÐ¼ У. ÐŸÐµÑ€Ð²Ð°Ñ Ð±Ñ‹Ð»Ð° Ñоздана маньчжуром Цюань Ю - учеником Ян Ð›ÑƒÑ‡Ð°Ð½Ñ Ð¸ Ян Баньхоу. По фамильному иероглифу его Ñына - У ЦзÑÐ½ÑŒÑ†ÑŽÐ°Ð½Ñ Ñтот Ñтиль тайцзицюань был назван Уши тайцзицюань. Он извеÑтен также под названием СÑÐ¾Ñ†Ð·Ñ Ð¸Ð»Ð¸ "малый Ñтиль". Точно также, как и тайцзицюань школы Ян, Ñтот Ñтиль характеризуетÑÑ Ð¼ÐµÐ´Ð»ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ð¼, поÑтоÑнным темпом, отÑутÑтвием прыжков и резких движений. Ð’Ñ‚Ð¾Ñ€Ð°Ñ ÑˆÐºÐ¾Ð»Ð° У, иногда Ð½Ð°Ð·Ñ‹Ð²Ð°ÐµÐ¼Ð°Ñ Ñ‚Ð°ÐºÐ¶Ðµ Хао, была Ñоздана уроженцем уезда Юннань У ЮÑÑном, на оÑнове "древнего ÑтилÑ" школы Чень, которой он обучалÑÑ Ñƒ Ян ЛучанÑ, и "нового ÑтилÑ" школы Чень, оÑвоить который ему помог в 1852 году Чень Цинпин. ИзвеÑтным маÑтером Син И Багуачжан Сунь Лутаном было Ñоздано в начале 20 века направление тайцзицюань школы Сунь, ÑвлÑющееÑÑ Ñинтезом тайцзицюань школы У (Хао), Син И Цюань и Багуачжан. Ð‘Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñ€Ñ Ð¾Ñ‚Ð½Ð¾Ñительно быÑтрому режиму выполнениÑ, Ñто направление получило также название "ХобуцзÑ" - "Ñтиль быÑтрых шагов". Таковы оÑновные ÑущеÑтвующие в наÑтоÑщее Ð²Ñ€ÐµÐ¼Ñ Ð½Ð°Ð¿Ñ€Ð°Ð²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð³Ð¸Ð¼Ð½Ð°Ñтики тайцзицюань. Ð’Ñе они имеют общий иÑток - Первый ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ "древнего ÑтилÑ" тайцзицюань школы Чень. ПоÑле Ð¾Ð±Ñ€Ð°Ð·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð² 1949 году КÐÐ , ГоÑкомÑпортом КÐРпроделана Ð¾Ð³Ñ€Ð¾Ð¼Ð½Ð°Ñ Ñ€Ð°Ð±Ð¾Ñ‚Ð° по адаптации ÑущеÑтвующих видов гимнаÑтики ушу к нуждам Ñовременного КитаÑ. Ðта работа затронула и гимнаÑтику тайцзицюань. Ð’ 1956 году на базе комплекÑов Тайцзицюань школы Ян был разработан упрощенный ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ "24 формы тайцзицюань" (ÐршиÑÑ‹ ЦзÑньхуа), Ñтавший ÑÐµÐ³Ð¾Ð´Ð½Ñ Ñамым популÑрным комплекÑом тайцзицюань во вÑем мире. Его логичеÑким продолжением Ñтал ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ "48 форм тайцзицюань" (Сышибаши тайцзицюань), ÑоÑтавленный ÑпециалиÑтами на оÑнове школ Чень, Ян, У, Хао. Опубликованный в 1957 году ÐºÐ¾Ð¼Ð¿Ð»ÐµÐºÑ "88 форм тайцзицюань школы Ян" (Янши башиба тайцзицюань) предназначен Ð´Ð»Ñ Ñ‚ÐµÑ…, кто желает изучать тайцзицюань на более выÑоком уровне. СущеÑтвуют менее извеÑтные Ñтили тайцзицюань, Ñреди которых можно назвать школу Ли (Лиши тайцзицюань), Ð¥Ñши тайцзицюань, Удан тайцзицюань (древнее название "ЛунÑин тайцзицюань") и некоторые другие. Ð’Ñе они имеют оздоровительную направленноÑÑ‚ÑŒ и доÑтупны людÑм любого возраÑта. You must be logged in to post a comment |